Не царское дело.
Пару дней назад я вернулась из рождественского Петербурга. Ставшая уже традиционной поездка в Царское Село, благодаря оригинальной подаче материала экскурсоводом, очевидно, бывшей учительницей, вдруг заставила провести параллели между прошлыми временами и современностью.
А фокус повествования в этой экскурсии был, скажем так, на образовании, на просвещении сильных мира сего.
Как, оказывается, много умели делать своими руками прежние властители России. Хотя, казалось бы, уж кому, а царю-то и беспокоиться не о чем: зачем уметь что-то делать своими руками? Ведь он царь! Ан, нет. И речь шла даже не о традиционных науках и теоретических знаниях, получаемых юными царевичами и царевнами в соответствии с их статусом и отвечающих требованиям того времени.
Речь идет о том, что история знает яркие примеры правителей, которые реально владели ремеслом и не гнушались физического труда. Вот только лишь небольшая выдержка из экскурсии:
«Одним из ярчайших представителей столь неформального для того времени отношения к ремеслу, безусловно, стал Петр I.
Общаясь с простыми людьми, Пётр научился делать то, что умели делать они. Ему нравилась работать руками и всё выполнять самостоятельно.
Уже в молодости Пётр знал 14 ремёсел. Он был плотником и каменщиком, кузнецом и штукатуром, кораблестроителем и сапожником. Но более всего он любил работать на токарном станке. В токарном деле он достиг такой виртуозности, что мог в дальнейшем соперничать с лучшими токарями Европы.
Петр научился навигации и изготовлению часов, брал уроки рисования и граверного дела, учился изготовлять бумагу, осваивал ремесло плотника, садовника, а также посещал анатомический театр, где изучал строение человеческого тела и практиковался в хирургии.
Царь игнорировал давний обычай, в соответствии с которым физический труд считался зазорным для государя и для бояр. С полной самоотдачей и рвением он овладевал разнообразными ремеслами от плотничьего и кузнечного до ремесла хирурга и дантиста (он мог сам вырвать у кого-нибудь больной зуб!).
Одно лишь ремесло Петру не далось. Как-то он учился плести лапти, но так и не смог освоить эту науку, воскликнув в сердцах: «нет ремесла мудренее лапотного…».
Если Петр не спал, не ехал, не пировал или не осматривал чего-нибудь, он непременно что-нибудь строил. Руки его были вечно в работе, и с них не сходили мозоли.
Порой для обучения ему приходилось прибегать к всевозможным хитростям: под видом изучения морского дела и кораблестроения Петр ездил волонтером при Великом посольстве в 1697–1698 гг. в Европу. Там под именем Петра Михайлова, царь прошел полный курс артиллерийских наук в Бранденбурге и Кенигсберге, работал плотником на верфях Амстердама, изучал корабельную архитектуру и черчение планов, окончил теоретический курс кораблестроения в Англии. По его приказу в Англии закупались приборы, оружие, книги, приглашались иноземные мастера и ученые. Англичане говорили о Петре, что не было такого ремесла, с которым бы русский царь не познакомился».
Я так полагаю, что у царя-то не было надобности работать себе на прокорм и на содержание своей семьи, как, например, нам с вами.
Я так понимаю, что он, в принципе, мог не заморачиваясь, только лишь пить, кутить, безбедно и беспроблемно провести, отведенное ему жизнью время, имея достаточно для того и средств и возможностей.
Я так думаю, что он мог прожить жизнь так, как ожидали от него окружающие, сообразно представлению о том, что должно знать и уметь государю, не терпеть осуждение и, наверное, обидное прозвище «царя-мастерового».
Однако, может быть, именно потому, что он сам во всем хотел дойти до сути, мы и помним и его самого и результаты его правления столь значительны для страны?
Может быть, это и есть отличный образец управления, хозяйствования – собственным личным примером?
Может быть, именно по тому, что занятий было так много, и они были так различны по своей сути и содержанию, столь многогранным диапазоном интересов славятся результаты его правления: от просвещения и дипломатии до военного дела и градостроения?
А чем можем похвастаться мы с вами? Какими ремеслами мы владеем? Что мы с вами можем делать руками?
А ведь мы не цари. Увы и ах.
А давайте попробуем, хоть чуть-чуть, дотянуться до царского уровня: напишите список того, что вы умеете делать. Получится ли у вас список из 14 ремесел? А чему вы можете еще научиться?
Поделись с друзьями!
|